Дмитрий Барабаш

стихи, заметки, афоризмы

Авторизация

О поэме Безвременье на петле ремня

Дмитрий Невелёв

 
Часть 1

Взгляд на заглавие поэмы Безвременье на петле ремня



     «Безвременье, смутное время» — устоявшееся в исторической литературе название для периода известного ещё как «семибоярщина» и характеризующееся отсутствием сильной власти и последовательным появлением двух (наиболее известных) претендентов на престол – Лжедмитриев, разорением Руси, обнищанием крестьянства. Подсознание или умысел автора таким образом отсылает, даёт как один из возможных скрытых ключей к разгадке поэмы – настоящее имя предполагаемого прототипа одного из двух главных героев, характеризуя его как «лже» — возможно за склонность к лукавству, двусмысленности, лживости.

     В первых двух строках (пойдём чуточку далее названия) персонаж обозначился названием «чёрный ангел» — с большой долей уверенности – аллюзия «чёрного человека» Сергея Есенина, что придаёт вкупе с перечисленными качествами некий налёт инфернальности персонажу, будто бы имеющему контакт с самим отцом лжи – дьяволом.

Привкус суицидальности ли, то ли экзекуции, казни, возникает при попытке вообразить эту придающую неприятную вещественность абстрактным понятиям словесную формулу.

«Петля ремня» — полу- или недоаннограмма «петли времени» как и сам оттенок незавершённости, очевидного изъяна, ненормальности и образа «безвременья» и исторического периода им обозначенного, идёт ли речь об упомянутых временах или о том, в течении которого разворачивается действие поэмы.

      «Петля ремня» — перевёртыш (возможный отсыл к названию романа полузабытого теперь В. Тендрякова о становлении, взрослении, перевёртыш, подобный тому, как овчинный тулуп селянина, вывернутый мехом наружу в Святочную ночь становится то ли одеянием, то ли покрытой шерстью кожей не князя тьмы, но одного из его агентов, прислужников, адептов – «мелкого беса».

      «Петля ремня» у нас в сознании стремится вывернуться и отвернуться только мысленной и непредставимой в качестве объекта «петлёй времени», одновременно являя потрясённому читателю собранную из несопоставимых по законам логики предметных и абстрактных понятий и реалий словесную конструкцию, в которой явно проступает мерцающий, дрожащий, подобно мареву, образ современной России – столь явно обозначившийся в начале 90-х годов пошлого века и ставший проявленным к концу нулевых.

     Довольно страшноватый итог –« петля ремня», который завершается то ли автора, то ли героя или самой власти связать распавшуюся связь времён. Ощущение безвоздушности, удушья, желание глотка свободы как глотка жизни – таким, наверное, и будут помнить начало ХХ1 века наши разочарованные и удручённые потомки «промотавшихся отцов», то есть тех героев ли, жертв ли времени, чья молодость и зрелость пришлись на безвременье «миллениума» в трёхнулевые года, по выражению автора поэмы.

     «Петля времени», петляющее шаткое ненадёжное время, ещё и штамп фантастической, научно-популярной и космологической литературы, означает закольцованность, повторяемость с оттенком безысходности, отсутствия выхода.

      В традициях литературы фантастической разрешать коллизию «петли времени», обычно переводя главного героя через цепь смертельно опасных приключений к вожделенному призу – свободе, любви, иногда богатству (возможно, в рамках поэмы заменённому на поэтическое бессмертие), благодаря или необыкновенному везению обычного человека или внезапно открывающимся у него сверхспособностям и приобретаемым волшебным образом свехумениям. Не обходится (приоткрою тайну) и без «Бога из машины» в каковом качестве предстаёт извлекающий главного героя сам всемогущий автор.

     Странно употребление предлога «на» петле, вместо ожидаемого по всем правилам русского языка выражения «в петле». «На» — ведь положение на поверхности, отсюда услужливое воображение вместо возможной петли висельника предлагает некую имеющую одну сторону, одну нескончаемую поверхность — «петлю, ленту Мебиуса», характеризующуюся невозможностью наблюдателя, находящегося на ней, сколько бы попыток он не сделал и какой бы маршрут не выбрал – отсутствием шанса, даже мыслимого, перейти на другую сторону, найти выход.

     Таковы смыслы, приоткрывающиеся при первом, самом поверхностном прочтении названия поэмы Дмитрия Барабаша «Безвременье на петле ремня».